Рождественский пост
28 ноября - 6 января
Рождественский Пост начинается 28 (15 ст.ст.) ноября и кончается в ночь под Рождество 6 января (24 декабря ст.ст.). Длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, - такие же, что и в Петров пост. Понятно, что во время поста не благословляется мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (21-го ноября/4-го декабря). А также по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; в понедельник, среду и пятницу - только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например - в престольный праздник. Если в какие дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу, в храмовые праздники и в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг. Разумеется, для детей, старых и больных людей, беременных и кормящих женщин правила поста ослабляются. Пост для человека, а не человек для поста.
От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.
Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и вредным: если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий.
Умеренное употребление постной пищи и пития ослабляет в людях страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить телесную природу, а напротив - сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодро выполнять его требования.
Пост - время самоанализа, возможность взглянуть на себя как бы из-за пределов собственного "я". Пост - это удивительный духовный опыт, дающий нам ощущение пути и цели. И основа покаяния - осознание греха как такового и искреннее желание избавиться от него, то есть стать лучше, чище, человечнее.
В Рождественский пост и одиннадцать дней последующих за ним святок не совершаются венчания.
О Рождественском посте
Продолжается Рождественский пост, и мы благодарим Бога, что снова готовимся принять участие в тайне пришествия в мир нашего Спасителя. Как говорит святой Феофан Затворник, в течение этого поста мы должны причаститься Тела и Крови Господней так, чтобы ощутить всем своим существом, что Слово стало плотью, и Господь приобщился нашей плоти и крови, став одним из нас.
Сегодня, когда Церковь напоминает нам о необходимости поста и молитвы, хотелось бы сказать о том, что, хотя Рождественский пост и не такой строгий в смысле внешних требований, однако он требует рассудительного отношения.
Прежде всего, мы должны его соблюдать, но, как говорит святой Исаак Сирин, существует мера поста. Надо понимать, что все церковные установления должны соответствовать мере конкретного человека в зависимости от его телесной крепости, возраста, здоровья и других особенностей.
Духовная составляющая
«Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду» (свят. Василий Великий).
Верующему человеку есть что добавить к искусству врача. Мы уже говорили о исповеди и причастии во время болезни. О молитве. Но есть и еще духовные средства.
Это, конечно, святая вода. Крещенская утром натощак и вода с молебна, который могут заказать ваши родственники. Например, с молебна великомученику и целителю Пантелеймону. Или врачам-бессребреникам Косьме и Дамиану. Воду с молебна в болезни можно пить и днем, и после еды. Некоторые употребляют воду, взятую на святых источниках. И она, если ее пить с благоговением, тоже приносит пользу.
Не забудьте про просфору. А есть и еще святыня, которую хранят православные нарочно на случай болезни,- артос. Кусочек благословленного хлеба, который раздают после Пасхи, в субботу Светлой Седмицы, в церкви. Крупицы артоса с богоявленской или крещенской водой потребляют, как и просфору — натощак. Употребляют в болезни и святое масло. Это масло освящается у святых икон или у мощей. Есть немало случаев, когда больные получали исцеление, помазываясь таким маслом. Его можно также принимать и внутрь. У одного молодого человека была болезнь щитовидной железы. Духовник дал ему святое масло, привезенное из Иерусалима. Больной ежедневно помазывал себе крестообразно горло с молитвами «Отче наш» и «Богородица Дева радуйся» и пошел на поправку. Докторов он тоже не избегал, но случай был тяжелый, и, как он считает, без иерусалимского маслица он вряд ли бы выздоровел. Не только масло или вода, но и песок, взятый на святом месте, при вере нашей может оказать благотворное действие.
«Православный христианин обращается лицом к святым иконам — Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых угодников Божиих — для того, чтобы наглядно показать свою веру в присутствие их, в близость их к себе; святые иконы реализуют, осуществляют веру нашу православную, а без святых икон мы как бы висели в воздухе, не зная, кому молимся».
Замечательные слова св. прав. Иоанна Кронштадтскоro! Духовной жизни необходимы и образ и действие.
Таким образом, иконой могут быть и святые храмы, монастыри и места подвигов угодников Божиих. Множество паломников едут ежегодно, чтобы увидеть святыню, помолиться на святом месте. Бог, конечно, везде один, и угодникам Его молиться можно на всяком месте. Преп. Серафиму Саровскому молятся и в Москве, и на Камчатке, и в Америке, и в Китае, и в Антарктиде, но с каким теплым чувством вкушают сухарики, высушенные в котелке Преподобного, привезенные из Дивеева! Они как личное благословение святого.
У чудотворных икон, у святых мощей, в местах жизни святых угодников собирают и записывают случаи чудесной помощи. В иных местах таких записей собираются целые тома.
В Евангелии упоминается женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться (Лк. 13, 11). Причиной болезни был назван диавол: «связал сатана вот уже восемнадцать лет», а освобождение от «духа немощи» пришло от Спасителя. Так от Христа, от единения с Ним, вместе с церковной жизнью, с церковными Таинствами, приходит освобождение многим людям.
Пост пред праздником Рождества Христова
Источник: http://www.iona.kiev.ua